19.09.2015 в 22:31
Пишет Amberqueen:Википедия
Кинетическое оружие — оружие, воздействующее на цель посредством твёрдого тела, используемого в качестве поражающего элемента. Своё название кинетическое оружие получило из-за того, что воздействует на цель кинетической энергией выстреливаемых в цель поражающих элементов.
читать дальше
Принцип действия
Кинетическое оружие воздействует на цель кинетической энергией выстреливаемых в цель поражающих элементов. По этой причине энергия воздействия на цель равна кинетической энергии, сообщённой поражающему элементу оружия при производстве выстрела. Кинетическая энергия поражающему элементу сообщается в ходе производства выстрела путём разгона поражающего элемента тем или иным способом.
[править] Виды кинетического оружия
По способу производства выстрела и разгона поражающих элементов кинетическое оружие можно разделить на следующие подклассы:
* метательное оружие (в традиционной значении этого термина) (лук, арбалет, баллиста, катапульта, требучет),
* пневматическое оружие,
* огнестрельное оружие,
* паровая пушка,
* масс-драйвер.
Метательное оружие
Лук, арбалет и его разновидность — копьеметатель, а также различные боевые метательные машины (баллиста, катапульта, требуше) — древнейшие известные разновидности кинетического оружия. Разгон поражающего элемента и выстрел производится за счет использования силы упругости тетивы и плеч, — для луков и арбалетов, — или силы иного стреляющего механизма.
[править] Пневматическое оружие
Основная статья: Пневматическое оружие
Для разгона поражающего элемента и производства выстрела используется давление сжатого газа (например воздуха).
Огнестрельное оружие
Огнестрельное оружие для разгона поражающего элемента и производства выстрела использует давление продуктов взрывообразного сгорания пороха или иного метательного взрывчатого вещества.
Паровая пушка
Паровая пушка для разгона поражающего элемента и производства выстрела использует давление перегретого пара, быстро нагретого до очень высокого давления. Известна паровая пушка, сконструированная Леонардо да Винчи. Другой вариант паровой пушки — конденсаторная пушка, в которой перегретый пар, толкающий снаряд, получается в результате разряда на специальном электрокондесаторе такой пушки.
Масс-драйвер
Основная статья: Электромагнитная пушка
В масс-драйвере (известном также как электромагнитная пушка) поражающий элемент разгоняется электромагнитным полем нужной конфигурации. Ярким примером масс-драйвера является рельсотрон, в котором снаряд разгоняется электромагнитным полем, бегущем вдоль двух параллельных рельс и увлекающем за собой разгоняемый снаряд.
Тактико-технические особенности
Калибр
Одной из характеристик кинетического оружия является калибр. Часто это размер используемых поражающих элементов. В частности калибр огнестрельного и пневматического указывается в миллиметрах (в англоязычных странах также в дюймах), то есть калибром огнестрельного и пневматического считается диаметр поражающего элемента (пули, артиллерийского снаряда, гранаты для гранатомета). В то время как калибр метательной машины указывался в единицах массы метаемых снарядов (например камней). Для лука и ручного арбалета калибр, как характеристика, не применяется. В каких единицах (массы или импульса) указывать калибр масс-драйвера пока не определено, но так как масс-драйвер способен разогнать поражающий элемент до сравнительно высокой скорости, то, возможно, калибр масс-драйвера будет удобнее измерять и указывать в единицах импульса выстреливаемого снаряда.
[править] Останавливающее действие
Эта приведенная характеристика применяется преимущественно к гражданскому (полицейскому) огнестрельному оружию и характеризует то, насколько быстро такое оружие способно остановить, то есть вывести из строя, нападающего. Например автомат AK-74 (калибр 5,45 мм) при всех своих достоинствах способен вывести из строя нападающего на стрелка человека нередко только с 4-го или даже 5-го попадания. В случае применения пистолета Макарова (калибр 9 мм) для этого достаточно одного-двух попаданий в нападающего, хотя пистолет Макарова значительно уступает AK-74 в дальности прицельной стрельбы (100 м против 300—400 у AK-74). В значительной мере это обусловлено разным назначением названных образцов оружия: AK-74 — военное стрелковое оружие, тогда как пистолет Макарова — полицейское оружие.
Масштаб воздействия
В зависимости от назначения и мощности, а также иных тактико-технические характеристик, одни виды кинетического оружия могут быть предназначены для нанесения точечных ударов (снайперское оружие, легкие масс-драйверы) или причислены к оружию массового поражения. Примером второй ипостаси кинетического оружия в будущем могут стать тяжелые и супертяжелые масс-драйверы, предназначенные для орбитальных бомбардировок и способные по разрушительной силе и площади поражения соперничать с современным тактическим ядерным оружием.
Гипердрайв
Гипердра́йв — (от фр. hyper — сверх, и англ. drive — двигатель), или гипер-двигатель — термин из научно-популярной фантастики, обычно означающий высокотехнологическое устройство в космическом корабле, предназначенное для передвижения со сверхсветовой скоростью (как правило, через гиперпространство). Особенно часто гипердвигатели встречаются в космоопере. В настоящий момент данная технология обсуждается некоторыми физиками-теоретиками для определения того, возможна ли она в принципе, и, если возможна, то какими свойствами она может обладать.
читать дальше
Различные фантасты по-разному представляют передвижение через гиперпространство; у одних (например, у Айзека Азимова) он происходит моментально или почти моментально, в виде так называемого «гиперпрыжка», у других корабль может находиться в гиперпространстве несколько дней или даже недель. Находясь в гиперпространстве, корабль обычно полностью изолирован от остального мира и не имеет возможности как-либо связаться с объектами, находящимися за пределами гиперпространства. Иногда передвижение в гиперпространстве возможно только между фиксированными точками обычного пространства, как правило, тяготеющими к звёздным системам; в этом случае говорят о «гипертоннелях».Пример описания гипер-двигателя в одной компьютерной игре:"В результате исследований гиперпространственной технологии удалось получить абсолютно новый тип двигателя. Благодаря пространственно-временному изгибу в непосредственном окружении корабля пространство сжимается, таким образом быстрее преодолеваются далёкие расстояния."
Примеры гипердвигателей
Ниже перечислены некоторые научно-фантастические вселенные, в которых используются гипердвигатели.
* Звёздный десант Роберта Хайнлайна;
* Произведения Айзека Азимова (Гиператомный двигатель);
* Цикл романов «Освоенный космос» Ларри Нивена;
* Гиперион Дэна Симмонса;
* Сага о Форкосиганах Лоис МакМастер Буджолд;
* Линия грёз, Звёзды - холодные игрушки и Геном Сергея Лукьяненко;
* Звёздные войны Джорджа Лукаса;
* Вселенная, созданная в сериале «Вавилон-5»;
* Звёздный путь;
* Звездные врата (ЗВ1, Атлантида, Вселенная);
* Вселенная Homeworld;
* Вселенная Elite;
* Вселенная EVE Online;
* Вселенная Master of Orion;
* Вселенная Космических рейнджеров;
* Вселенная Galactic Civilizations;
* Вселенная Warhammer 40,000;
* Вселенная Mass Effect;
* Цикл романов «Экспансия: История Галактики» Андрея Ливадного;
* Игра «Sword of the Stars», где тарки используют «стандартный» гипердрайв, а люди и зуулы — туннельный.
* Трилогия А. Зорича и одноименная игра «Завтра война» (в романах также упоминается создание космических «субмарин» или «Х-крейсеров», совершающих «полупогружение» в гиперпространство, позволяющее при этом применять тактическое оружие в нормальном космосе;
* вторая часть («Мягкие зеркала») дилогии Сергея Павлова «Лунная радуга».
* Трилогия «Мир приливов» Дмитрия Градинара (а также одноимённая ММОРПГ [World of Tides])
* Космическая онлайн стратегия Ogame, где с помощью гиперпространственного двигателя сжимается пространство, увеличивая скорость передвижения космических кораблей.
В фильме «Звёздные войны»
Двигатель космического корабля и все его модули, позволяющие кораблю развивать сверхсветовую скорость и производить прыжок через гиперпространство. Большинству гипердрайвов требуется фузионный реактор. По слухам, гипердрайв изобрела неизвестная раса откуда-то из-за пределов Галактики. Впервые пришельцы появились в системе Кореллии. Кореллиане изучили секрет гипердрайва и построили собственный двигатель. Спустя некоторое время они продали идею путешествия через пространство другим планетам. Сообщение между мирами стало неизмеримо проще, что и породило огромное сообщество, известное как Старая Республика.
В сериале «Звёздный путь»
Во вселенной «Звёздного пути» гипердвигатель называется варп-двигатель.
В сериале «Вавилон-5»
В сериале «Вавилон-5» устройство, позволяющее космическому кораблю передвигаться со сверхсветовой скоростью, называется «вортекс-генератор». Время нахождения в гиперпространстве в этой вселенной напрямую зависит от дальности перелета, однако, в любом случае, это путешествие несоизмеримо быстрее, чем без использования гиперпространства (хотя и может длиться стандартную неделю).
Необходимо отметить, что, для перемещения в гиперпространстве большинству кораблей вселенной этого научно-фантастического сериала необходимо воспользоваться специальным статичным устройством, сеть которых размещена в космосе — зоной перехода, так как мощностей большинства небольших кораблей основного количества рас оказывается недостаточно для активизации собственной зоны перехода. В то время, как самые развитые расы, такие, как Древние, способны устанавливать генераторы точки перехода даже на самых малых своих судах, для менее развитых рас установка таких генераторов возможна лишь на больших судах, большинство из которых являются государственными. Лишь недавно, по субъективному времени сериала, младшие расы (люди и Минбарцы) получили в свое распоряжение технологии, позволяющие устанавливать генераторы зоны перехода на относительно малых судах (таких, как «Белая звезда» или «Лиандра») — и то, это было добровольное раскрытие технологии Ворлоном.
Также важным дополнением является тот факт, что в этой вымышленной вселенной зоны перехода являются, в определенной мере, табуизированными для разрушения, так как данный акт ограничивает свободу всего сообщества разумных рас, и является актом вандализма.
В серии «Голоса во тьме», раскрывается что Межзвёздный союз наконец-то получил доступ к технологиям ворлонов. Новые «квантовые двигатели» позволяют кораблю перемещаться вдвое быстрее, но при этом новички квантовых переходов чувствуют сильный дискомфорт наподобие морской болезни. При постоянном использовании, дискомфорт исчезает.
В сериалах «Звёздные врата SG-1» и «Звёздные врата Атлантида»
Во вселенной «Звёздных врат» все известные расы используют вариант гипердвигателей, представляющий своеобразный гибрид варп-двигателя «Звёздного пути» и двигателя для движения в квантовом пространстве «Вавилона 5». (Типичный варп-драйв, очевидно использует корабль Судьба, но без принципиального ограничения скорости, характерного для «Звёздного пути», просто через гиперпространство корабли в «Звездных вратах» всегда способны летать на порядки быстрее чем на варп-драйве.) Уходя в гиперпространство и выходя из гиперпространства корабль создает гиперокно. Точного описания того каким образом создаётся гиперпространственное окно не было дано. Но способ открытия гиперокна в «Звёздных вратах» довольно похож на способ, используенмый Странниками в «Вавилоне 5» для входа в гиперпространство и выходы из него. Показательно и то, в «Звездных вратах» корабельные гипердвигатели всеже менее энергоемки чем вортекс-генераторы в «Вавилоне 5». И всеже для питания гипердвигателя в течение достаточно длительного времени требуется достаточно энергоемкий источник энергии. Например Земля и гоа’улдов устанавливают на свои корабли генераторы, работающие на элементе наквадах. Азгарды используют энергогенераторы работающие на нитрониуме. Древние и созданные ими асуранцы запитывают свои корабли от МНТ. О'Рай, возможно, используют сингулярные генераторы. В отличие от «Звёздного пути», «Звёздные врата» не имеют никаких ограничений на гиперперемещение. В отличие от «Вавилона 5» «Звёздные врата» не сталкиваются с трудностями как внутри- так и межгалактической навигации. Например, корабли расы Азгард могли перелетать из своей галактики в нашу за несколько секунд, а ранним кораблям гоа’улдов приходилось лететь целые годы до отдалённых систем. Главными ограничителями скорости и дальности полетов являются уровень используемых технологий: в том числе техническое совершенство гипердвиагтелей и систем навигации и энергоемкость корабельной энергосистемы.
Также, гипердвигатели могут перегрузится при слишком долгом использовании либо при превышении допустимых максимальных скоростей. Если гипердвигатели сгорают, корабль выбрасывается в нормальное пространство. При выходе из гиперпространства, кораблю необходимо погасить скорость тормозными двигателями. Если таковые повреждены, то корабль будет продолжать двигаться с огромной субсветовой скоростью. Таким образом погиб гоа’улд Апофис, когда его тормозные двигателя были выведены из строя, и его корабль полном ходу врезался в его же планету.
В сериалах, для обозначения гиперпространства также использовали слово «подпространство».
В финальной серии «Звёздных врат: Атлантида», доктор Радек Зеленка использует исследования, начатые Древними и продолженные доктором Родни МакКеем чтобы задействовать установленный на Атлантиде туннельный двигатель, позволяющий любому кораблю преодолевать огромные расстояния (из галактики Пегас в галактику Млечный Путь) за несколько секунд. Но расчёты, необходимые для создания червоточины, являются гораздо более сложными, чем расчёты для гиперпрыжка. При ошибке в расчётах корабль мгновенно гибнет. Тонельный двигатель использует уже иной способ движения — метод кротовой норы, — и гипердвигателем не является. Так как единственным кораблём, совершившим тонельный прыжок, является «Атлантида», то неизвестно требуются ли для этого звёздные врата на борту.
В сериале «Андромеда»
Во вселенной «Андромеды», все известные корабли используют метод межзвёздных перелётов под названием слипстрим (англ. slipstream — «зона завихрения»). Двигатель открывает дыру между нашим пространством и слипстримом, где законы физики работают по-другому. Путешествие из одной системы в другую может занять от нескольких минут до нескольких лет, в зависимости от опыта пилота и, самое главное, от его/её удачливости. Так как завихрения слипстрима невозможно предугадать математическим путём, то машины просто не в состоянии самостоятельно проходить через это пространство. Только органический мозг может с точностью до 80 % предугадать все необходимые завихрения. Были успешны случаи использования машинами «законсервированных» мозгов для имитации этого процесса, но живой мозг всё-таки гораздо лучше. Также были попытки цивилизаций получить полную карту слипстрима посредством засылания через него долгосрочных зондов. Это было успешно лишь частично. В отличие от других сериалов, слипстрим позволяет даже малейшим пилотируемым кораблям входить в это пространство с небольшими затратами энергии. Так как сверхсветовой связи нет в этой вселенной, то приходится полагаться на постоянно путешествующих курьеров. Эти же курьеры также улучшают слипстрим путешествия для всех, так как чем чаще используется определённый слип-маршрут, тем более он становится стабилен. То есть, часто используемые торговые пути действительно являются «протоптанными дорогами». Некоторые продвинутые расы могут даже «отрезать» отдельные системы от доступа через слипстрим, а обычные корабли не могут путешествовать быстрее 50 % скорости света (не объяснено почему скорость, а не ускорение, является ограниченной величиной).
Единственным иным способом межзвёздных перелётов, показанных в сериале, было ускорение до околосветовых скоростей. Таким образом путешествовал земной звездолёт «Белерофон», запущенный за тысячу лет до открытия слипстрима (но всё ещё путешествующий благодаря специальной теории относительности).
В фильме «Филадельфийский эксперимент»
В фильме, основанном на легенде о «Филадельфийском эксперименте», группа учёных (включая Николу Тесла, Альберта Эйнштейна, Джеймса Лонгстрита) вместо разрабатываемого устройства для невидимости кораблей, создала устройство для перемещения объекта в гиперпространство. В ходе испытаний исчез подопытный корабль (Эсминец «Элридж») со всем экипажем. Двое матросов, спрыгнув с корабля в гиперпространстве, оказались в будущем. Устройство, вызвавшее перемещение в гиперпространство, находилось на корабле в трёх отсеках и состояло из щитовой, роторного электро-механического устройства диаметром около 3 м, и приборной комнаты с множеством (около полутысячи) электронных ламп. На палубе был установлен параболический излучатель.
URL записиКинетическое оружие — оружие, воздействующее на цель посредством твёрдого тела, используемого в качестве поражающего элемента. Своё название кинетическое оружие получило из-за того, что воздействует на цель кинетической энергией выстреливаемых в цель поражающих элементов.
читать дальше
Принцип действия
Кинетическое оружие воздействует на цель кинетической энергией выстреливаемых в цель поражающих элементов. По этой причине энергия воздействия на цель равна кинетической энергии, сообщённой поражающему элементу оружия при производстве выстрела. Кинетическая энергия поражающему элементу сообщается в ходе производства выстрела путём разгона поражающего элемента тем или иным способом.
[править] Виды кинетического оружия
По способу производства выстрела и разгона поражающих элементов кинетическое оружие можно разделить на следующие подклассы:
* метательное оружие (в традиционной значении этого термина) (лук, арбалет, баллиста, катапульта, требучет),
* пневматическое оружие,
* огнестрельное оружие,
* паровая пушка,
* масс-драйвер.
Метательное оружие
Лук, арбалет и его разновидность — копьеметатель, а также различные боевые метательные машины (баллиста, катапульта, требуше) — древнейшие известные разновидности кинетического оружия. Разгон поражающего элемента и выстрел производится за счет использования силы упругости тетивы и плеч, — для луков и арбалетов, — или силы иного стреляющего механизма.
[править] Пневматическое оружие
Основная статья: Пневматическое оружие
Для разгона поражающего элемента и производства выстрела используется давление сжатого газа (например воздуха).
Огнестрельное оружие
Огнестрельное оружие для разгона поражающего элемента и производства выстрела использует давление продуктов взрывообразного сгорания пороха или иного метательного взрывчатого вещества.
Паровая пушка
Паровая пушка для разгона поражающего элемента и производства выстрела использует давление перегретого пара, быстро нагретого до очень высокого давления. Известна паровая пушка, сконструированная Леонардо да Винчи. Другой вариант паровой пушки — конденсаторная пушка, в которой перегретый пар, толкающий снаряд, получается в результате разряда на специальном электрокондесаторе такой пушки.
Масс-драйвер
Основная статья: Электромагнитная пушка
В масс-драйвере (известном также как электромагнитная пушка) поражающий элемент разгоняется электромагнитным полем нужной конфигурации. Ярким примером масс-драйвера является рельсотрон, в котором снаряд разгоняется электромагнитным полем, бегущем вдоль двух параллельных рельс и увлекающем за собой разгоняемый снаряд.
Тактико-технические особенности
Калибр
Одной из характеристик кинетического оружия является калибр. Часто это размер используемых поражающих элементов. В частности калибр огнестрельного и пневматического указывается в миллиметрах (в англоязычных странах также в дюймах), то есть калибром огнестрельного и пневматического считается диаметр поражающего элемента (пули, артиллерийского снаряда, гранаты для гранатомета). В то время как калибр метательной машины указывался в единицах массы метаемых снарядов (например камней). Для лука и ручного арбалета калибр, как характеристика, не применяется. В каких единицах (массы или импульса) указывать калибр масс-драйвера пока не определено, но так как масс-драйвер способен разогнать поражающий элемент до сравнительно высокой скорости, то, возможно, калибр масс-драйвера будет удобнее измерять и указывать в единицах импульса выстреливаемого снаряда.
[править] Останавливающее действие
Эта приведенная характеристика применяется преимущественно к гражданскому (полицейскому) огнестрельному оружию и характеризует то, насколько быстро такое оружие способно остановить, то есть вывести из строя, нападающего. Например автомат AK-74 (калибр 5,45 мм) при всех своих достоинствах способен вывести из строя нападающего на стрелка человека нередко только с 4-го или даже 5-го попадания. В случае применения пистолета Макарова (калибр 9 мм) для этого достаточно одного-двух попаданий в нападающего, хотя пистолет Макарова значительно уступает AK-74 в дальности прицельной стрельбы (100 м против 300—400 у AK-74). В значительной мере это обусловлено разным назначением названных образцов оружия: AK-74 — военное стрелковое оружие, тогда как пистолет Макарова — полицейское оружие.
Масштаб воздействия
В зависимости от назначения и мощности, а также иных тактико-технические характеристик, одни виды кинетического оружия могут быть предназначены для нанесения точечных ударов (снайперское оружие, легкие масс-драйверы) или причислены к оружию массового поражения. Примером второй ипостаси кинетического оружия в будущем могут стать тяжелые и супертяжелые масс-драйверы, предназначенные для орбитальных бомбардировок и способные по разрушительной силе и площади поражения соперничать с современным тактическим ядерным оружием.
Гипердрайв
Гипердра́йв — (от фр. hyper — сверх, и англ. drive — двигатель), или гипер-двигатель — термин из научно-популярной фантастики, обычно означающий высокотехнологическое устройство в космическом корабле, предназначенное для передвижения со сверхсветовой скоростью (как правило, через гиперпространство). Особенно часто гипердвигатели встречаются в космоопере. В настоящий момент данная технология обсуждается некоторыми физиками-теоретиками для определения того, возможна ли она в принципе, и, если возможна, то какими свойствами она может обладать.
читать дальше
Различные фантасты по-разному представляют передвижение через гиперпространство; у одних (например, у Айзека Азимова) он происходит моментально или почти моментально, в виде так называемого «гиперпрыжка», у других корабль может находиться в гиперпространстве несколько дней или даже недель. Находясь в гиперпространстве, корабль обычно полностью изолирован от остального мира и не имеет возможности как-либо связаться с объектами, находящимися за пределами гиперпространства. Иногда передвижение в гиперпространстве возможно только между фиксированными точками обычного пространства, как правило, тяготеющими к звёздным системам; в этом случае говорят о «гипертоннелях».Пример описания гипер-двигателя в одной компьютерной игре:"В результате исследований гиперпространственной технологии удалось получить абсолютно новый тип двигателя. Благодаря пространственно-временному изгибу в непосредственном окружении корабля пространство сжимается, таким образом быстрее преодолеваются далёкие расстояния."
Примеры гипердвигателей
Ниже перечислены некоторые научно-фантастические вселенные, в которых используются гипердвигатели.
* Звёздный десант Роберта Хайнлайна;
* Произведения Айзека Азимова (Гиператомный двигатель);
* Цикл романов «Освоенный космос» Ларри Нивена;
* Гиперион Дэна Симмонса;
* Сага о Форкосиганах Лоис МакМастер Буджолд;
* Линия грёз, Звёзды - холодные игрушки и Геном Сергея Лукьяненко;
* Звёздные войны Джорджа Лукаса;
* Вселенная, созданная в сериале «Вавилон-5»;
* Звёздный путь;
* Звездные врата (ЗВ1, Атлантида, Вселенная);
* Вселенная Homeworld;
* Вселенная Elite;
* Вселенная EVE Online;
* Вселенная Master of Orion;
* Вселенная Космических рейнджеров;
* Вселенная Galactic Civilizations;
* Вселенная Warhammer 40,000;
* Вселенная Mass Effect;
* Цикл романов «Экспансия: История Галактики» Андрея Ливадного;
* Игра «Sword of the Stars», где тарки используют «стандартный» гипердрайв, а люди и зуулы — туннельный.
* Трилогия А. Зорича и одноименная игра «Завтра война» (в романах также упоминается создание космических «субмарин» или «Х-крейсеров», совершающих «полупогружение» в гиперпространство, позволяющее при этом применять тактическое оружие в нормальном космосе;
* вторая часть («Мягкие зеркала») дилогии Сергея Павлова «Лунная радуга».
* Трилогия «Мир приливов» Дмитрия Градинара (а также одноимённая ММОРПГ [World of Tides])
* Космическая онлайн стратегия Ogame, где с помощью гиперпространственного двигателя сжимается пространство, увеличивая скорость передвижения космических кораблей.
В фильме «Звёздные войны»
Двигатель космического корабля и все его модули, позволяющие кораблю развивать сверхсветовую скорость и производить прыжок через гиперпространство. Большинству гипердрайвов требуется фузионный реактор. По слухам, гипердрайв изобрела неизвестная раса откуда-то из-за пределов Галактики. Впервые пришельцы появились в системе Кореллии. Кореллиане изучили секрет гипердрайва и построили собственный двигатель. Спустя некоторое время они продали идею путешествия через пространство другим планетам. Сообщение между мирами стало неизмеримо проще, что и породило огромное сообщество, известное как Старая Республика.
В сериале «Звёздный путь»
Во вселенной «Звёздного пути» гипердвигатель называется варп-двигатель.
В сериале «Вавилон-5»
В сериале «Вавилон-5» устройство, позволяющее космическому кораблю передвигаться со сверхсветовой скоростью, называется «вортекс-генератор». Время нахождения в гиперпространстве в этой вселенной напрямую зависит от дальности перелета, однако, в любом случае, это путешествие несоизмеримо быстрее, чем без использования гиперпространства (хотя и может длиться стандартную неделю).
Необходимо отметить, что, для перемещения в гиперпространстве большинству кораблей вселенной этого научно-фантастического сериала необходимо воспользоваться специальным статичным устройством, сеть которых размещена в космосе — зоной перехода, так как мощностей большинства небольших кораблей основного количества рас оказывается недостаточно для активизации собственной зоны перехода. В то время, как самые развитые расы, такие, как Древние, способны устанавливать генераторы точки перехода даже на самых малых своих судах, для менее развитых рас установка таких генераторов возможна лишь на больших судах, большинство из которых являются государственными. Лишь недавно, по субъективному времени сериала, младшие расы (люди и Минбарцы) получили в свое распоряжение технологии, позволяющие устанавливать генераторы зоны перехода на относительно малых судах (таких, как «Белая звезда» или «Лиандра») — и то, это было добровольное раскрытие технологии Ворлоном.
Также важным дополнением является тот факт, что в этой вымышленной вселенной зоны перехода являются, в определенной мере, табуизированными для разрушения, так как данный акт ограничивает свободу всего сообщества разумных рас, и является актом вандализма.
В серии «Голоса во тьме», раскрывается что Межзвёздный союз наконец-то получил доступ к технологиям ворлонов. Новые «квантовые двигатели» позволяют кораблю перемещаться вдвое быстрее, но при этом новички квантовых переходов чувствуют сильный дискомфорт наподобие морской болезни. При постоянном использовании, дискомфорт исчезает.
В сериалах «Звёздные врата SG-1» и «Звёздные врата Атлантида»
Во вселенной «Звёздных врат» все известные расы используют вариант гипердвигателей, представляющий своеобразный гибрид варп-двигателя «Звёздного пути» и двигателя для движения в квантовом пространстве «Вавилона 5». (Типичный варп-драйв, очевидно использует корабль Судьба, но без принципиального ограничения скорости, характерного для «Звёздного пути», просто через гиперпространство корабли в «Звездных вратах» всегда способны летать на порядки быстрее чем на варп-драйве.) Уходя в гиперпространство и выходя из гиперпространства корабль создает гиперокно. Точного описания того каким образом создаётся гиперпространственное окно не было дано. Но способ открытия гиперокна в «Звёздных вратах» довольно похож на способ, используенмый Странниками в «Вавилоне 5» для входа в гиперпространство и выходы из него. Показательно и то, в «Звездных вратах» корабельные гипердвигатели всеже менее энергоемки чем вортекс-генераторы в «Вавилоне 5». И всеже для питания гипердвигателя в течение достаточно длительного времени требуется достаточно энергоемкий источник энергии. Например Земля и гоа’улдов устанавливают на свои корабли генераторы, работающие на элементе наквадах. Азгарды используют энергогенераторы работающие на нитрониуме. Древние и созданные ими асуранцы запитывают свои корабли от МНТ. О'Рай, возможно, используют сингулярные генераторы. В отличие от «Звёздного пути», «Звёздные врата» не имеют никаких ограничений на гиперперемещение. В отличие от «Вавилона 5» «Звёздные врата» не сталкиваются с трудностями как внутри- так и межгалактической навигации. Например, корабли расы Азгард могли перелетать из своей галактики в нашу за несколько секунд, а ранним кораблям гоа’улдов приходилось лететь целые годы до отдалённых систем. Главными ограничителями скорости и дальности полетов являются уровень используемых технологий: в том числе техническое совершенство гипердвиагтелей и систем навигации и энергоемкость корабельной энергосистемы.
Также, гипердвигатели могут перегрузится при слишком долгом использовании либо при превышении допустимых максимальных скоростей. Если гипердвигатели сгорают, корабль выбрасывается в нормальное пространство. При выходе из гиперпространства, кораблю необходимо погасить скорость тормозными двигателями. Если таковые повреждены, то корабль будет продолжать двигаться с огромной субсветовой скоростью. Таким образом погиб гоа’улд Апофис, когда его тормозные двигателя были выведены из строя, и его корабль полном ходу врезался в его же планету.
В сериалах, для обозначения гиперпространства также использовали слово «подпространство».
В финальной серии «Звёздных врат: Атлантида», доктор Радек Зеленка использует исследования, начатые Древними и продолженные доктором Родни МакКеем чтобы задействовать установленный на Атлантиде туннельный двигатель, позволяющий любому кораблю преодолевать огромные расстояния (из галактики Пегас в галактику Млечный Путь) за несколько секунд. Но расчёты, необходимые для создания червоточины, являются гораздо более сложными, чем расчёты для гиперпрыжка. При ошибке в расчётах корабль мгновенно гибнет. Тонельный двигатель использует уже иной способ движения — метод кротовой норы, — и гипердвигателем не является. Так как единственным кораблём, совершившим тонельный прыжок, является «Атлантида», то неизвестно требуются ли для этого звёздные врата на борту.
В сериале «Андромеда»
Во вселенной «Андромеды», все известные корабли используют метод межзвёздных перелётов под названием слипстрим (англ. slipstream — «зона завихрения»). Двигатель открывает дыру между нашим пространством и слипстримом, где законы физики работают по-другому. Путешествие из одной системы в другую может занять от нескольких минут до нескольких лет, в зависимости от опыта пилота и, самое главное, от его/её удачливости. Так как завихрения слипстрима невозможно предугадать математическим путём, то машины просто не в состоянии самостоятельно проходить через это пространство. Только органический мозг может с точностью до 80 % предугадать все необходимые завихрения. Были успешны случаи использования машинами «законсервированных» мозгов для имитации этого процесса, но живой мозг всё-таки гораздо лучше. Также были попытки цивилизаций получить полную карту слипстрима посредством засылания через него долгосрочных зондов. Это было успешно лишь частично. В отличие от других сериалов, слипстрим позволяет даже малейшим пилотируемым кораблям входить в это пространство с небольшими затратами энергии. Так как сверхсветовой связи нет в этой вселенной, то приходится полагаться на постоянно путешествующих курьеров. Эти же курьеры также улучшают слипстрим путешествия для всех, так как чем чаще используется определённый слип-маршрут, тем более он становится стабилен. То есть, часто используемые торговые пути действительно являются «протоптанными дорогами». Некоторые продвинутые расы могут даже «отрезать» отдельные системы от доступа через слипстрим, а обычные корабли не могут путешествовать быстрее 50 % скорости света (не объяснено почему скорость, а не ускорение, является ограниченной величиной).
Единственным иным способом межзвёздных перелётов, показанных в сериале, было ускорение до околосветовых скоростей. Таким образом путешествовал земной звездолёт «Белерофон», запущенный за тысячу лет до открытия слипстрима (но всё ещё путешествующий благодаря специальной теории относительности).
В фильме «Филадельфийский эксперимент»
В фильме, основанном на легенде о «Филадельфийском эксперименте», группа учёных (включая Николу Тесла, Альберта Эйнштейна, Джеймса Лонгстрита) вместо разрабатываемого устройства для невидимости кораблей, создала устройство для перемещения объекта в гиперпространство. В ходе испытаний исчез подопытный корабль (Эсминец «Элридж») со всем экипажем. Двое матросов, спрыгнув с корабля в гиперпространстве, оказались в будущем. Устройство, вызвавшее перемещение в гиперпространство, находилось на корабле в трёх отсеках и состояло из щитовой, роторного электро-механического устройства диаметром около 3 м, и приборной комнаты с множеством (около полутысячи) электронных ламп. На палубе был установлен параболический излучатель.